Вчера впервые участвовал в кормлении бездомных. Пишу потому, что потом впечатления замылятся, а в первый раз они всегда ярче, надо излить на бумаге, пока они остры. Шёл я в один из храмов, где этим делом плотно и давно занимаются. В две смены удается накормить досыта около пятисот бездомных людей, и дать кое что с собой. По дороге вообще думал о том — нужен ли я там, ну, мол, может там и так всё налажено а я буду лишним. В подобном деле я участвовал впервые, и поэтому, естественно, ощущал некоторую неуверенность. Но, как оказалось, наша помощь пришлась очень кстати, и лишние, а точнее нелишние, руки там нужны, полезны и очень востребованы. Вначале втроём мы разложили и расставили в храме порядка двадцати шести столов и скамеек к ним. Затем мы спустились в служебное помещение храма где перед раздачей поели сами. Раздачей еды занимается коллектив из активистов, порядка 15-20 человек, куда входят добровольцы-прихожане и часть персонала храма. Среди них люди всех возрастов, от 20 и выше. Дело находится для всех: женщины готовят еду, делают суп и второе, заваривают чай, режут хлеб. Мужчины занимаются физической работой — ставят, переносят и собирают столы, носят ёмкости с едой, стопки тарелок и т.п. Прядок прост. Утром готовится еда, притом это начинают делать довольно рано. Затем расставляются столы; после небольшая пауза, когда едят сами добровольцы. После этого столы накрывают простыми водонепроницаемыми скатертями из плотного материала. На столы ставятся пластиковые стаканы под чай, и кладутся пластиковые ложки. Кроме этого, на каждый стол ставится по глубокой пластиковой тарелке, в которую наливается майонез. Оказывается, бездомные очень любят майонез, добавляют его в суп и второе. Я никогда раньше, честно говоря, не держал в руках сразу столько майонеза! Так как всего нужно много — всё закупается на пожертвования прихожан в «промышленных» масштабах, и майонез разливается из огроменных и довольно увесистых пакетов. Что меня удивило, кстати, это то что тарелки, из которых, собственно, едят, используются не пластиковые а обычные. Потом уже я понял, почему предпочтение отдаётся именно им, а не одноразовым пластиковым. Бездомных подвозят на автобусах. Часть автобусов работает, подбирая их, частью по окраинам («Помощь бездомным»), частью по центру города («Милосердие»). Их впускают в храм небольшими группами, по 3-5 человек. На входе их сортируют на тему кого куда посадить. Для женщин отдельные столы. Женщин меньше чем мужчин, а ещё, говорят, когда они сидям вместе с мужчинами — иногда происходят ссоры, или мужики обижают женщин, поэтому их сажают отдельно. Короче, у них своя женская тусовка. Мужчин разделяют по признаку прохождения ими дезинфекции (мытья и очистки от паразитов). У кого есть справка о прохождении дезинфекции в спец.центре, или недавнего нахождения в больнице (где они тоже проходят дезинфекцию) те её предъявляют, а мужчины на входе в храм проверяют давность справки. Если срок меньше недели — то их направляют за столы для чистых, чтобы предотвратить заражение от тех, кто не моется или мылся давно. У большинства справок нет, хотя находится и немало таких, которые приходят со справками о совсем недавнем мытье. Есть ещё отдельный стол для пьяных и сильно запущенных товарищей. Совсем уж пьяных, или тех которые начинают сильно бузить поворачивают обратно на входе. Но таких практически нет. Иногда бывает редкое явление — приходят пары мужчина-женщина, они садятся за столы к мужчинам. Мужчина в этом случае покровительствует своей женщине. Во время того как народ усаживается приходится постоянно проходить по рядам и просить людей усесться поплотнее, чтобы влезло побольше народу. А народу набивается полный храмовый зал, да ещё так, что последним пришедшим приходится занимать стоячие места. Когда все находят своё место, громко объявляется о начале общей молитвы. Все бомжи и персонал, их обслуживающий, встают лицом к алтарю, после чего читается несколько кратких молитв. После чего «Аминь!», все садятся и начинается раздача еды. Еду разносят каждому по рядам, так как если желающие насытиться начнут вставать и ходить сами — начнётся безумная суматоха, путаница и беспорядок. Всё делается в резиновых перчатках, чтобы случайно не заболеть чесоткой ил чем-нибудь ещё. Каждому по несколько кусков хлеба, который, для удобства разносящих, лежит в больших сумках, которые те надевают на себя. Таким же образом раздают сладкие кексы. Практически в это же время разносят первое — горячий суп. На раздаче у больших чанов стоит по человеку, очень расторопно разливающих еду в тарелки, которые другая часть раздающих не менее проворно разносит по рядам. Когда народ доедает первое, у них тут же, по мере нашей скорости, забираются пустые тарелки и в ту же тарелку человеку кладут второе — картофельное пюре и сосиску. Картофельное пюре, в данном случае, заранее разводится из огромных пакетов растворимого картофеля (ибо иначе просто нереально). Что касается сосисок — то один человек попросил меня дать ему еду без сосиски, и положить побольше пюре. Его просьба, естественно, была удовлетворена. Все остальные едят их с большим удовольствием. На данный момент, то есть масленицу, кстати, по нашим православным правилам, мясо есть уже не положено. Но, тем не менее, раздаётся мясо, так как оно питательно и насыщает намного лучше и дольше, чем постная еда (я думаю, что если бы у бездомных был бы выбор — они бы, в большинстве своём, делали выбор в пользу пищи с мясным, а не веганской еды; веганство вообще отдельная тема, о которой надо сказать много интересного, но как-нибудь в другой раз). Когда всем роздано второе разносятся чайники с горячим чаем, из которых чай наливается в стаканы. Кроме этого, многие бездомные имеют с собой пластиковые бутылки, емкостью по 0,5-1,5 литра, которые также наполняются всем желающим. На всякий случай имеются в некотором количестве просто пустые бутылки, которые могут взять те, кто пришёл без них, но всё равно хочет захватить чаю с собой. В подобном же случае выдаются полиэтиленовые пакетики, в которые некоторые бездомные кладут кексы или хлеб. На протяжении всего времени обеда по рядам бегает пара женщин-врачей, которые опрашивают больных, и выдают им необходимые таблетки и медикаменты. Количество лекарств, в которых врачи искали что нужно, довольно велико: по численности и ассортименту место, где они лежали, напоминало приличный аптечный прилавок. Раздача, честно говоря, несмотря на то, что все бездомные сидят, напоминает небольшой муравейник: раздающие хлеб, кексы, первое и второе а также врачи, носятся по рядам, лавируя друг меж другом. Когда раздача заканчивается все встают, читается молитва по окончании пищи, «Аминь!», и бездомные начинают потихоньку расходиться. Некоторым желающим раздаются новые носки. После всего этого использованная пластиковая посуда собирается и выкидывается. Столы протираются. Тарелки собираются, и быстро несутся в мойку, где дамы не менее быстро их перемывают. А потом всё то же самое ещё раз! =) Накормить всех в одну смену не удаётся, и оба раза зал становится полным. На обе смены уходит порядка шести часов. После этого всё моется с хлоркой, пылесосится и убирается. Надеюсь, что помогал там не в последний раз. Некоторые бомжи выглядят довольно прилично, другие не очень. Был один неформал в косухе. А я был в своём старом балахоне «Blind Guardian»: когда я выдавал ему хлеб он сказал «Родные по духу!». Как-то я уже рассказывал об одном знакомом неформале, который, оставшись без дома, постепенно стал бомжом. Может его тоже кормили так где нибудь. Была одна беременная девушка. Видел, как мне показалось, даже одного скина (и подумалось мне тогда: «Ну, ребята, не вы ли хотели очищать страну от „отбросов?“»). Как-то я захаживал в гости к одному моего знакомому, по прозвищу Полковник. На другом этаже в том доме жил человек, который переоформил документы на квартиру на кого-то (там вроде его обманули, провернули какую-то махинацию), а потом его из этой квартиры выселили. Он не мог ничего поделать или доказать, чтобы ему вернули жильё. Собрав себе жилище из ящиков в подъезде на том же этаже, где жил раньше, он бомжевал так некоторое время. А потом кто-то облил его жилище бензином, пока он спал, и сжёг вместе с ним. Люди по-разному становятся бомжами, и, несмотря на то, до какого состояния они порой доходят, они заслуживают сочувствия. Не все из них остались на улице, так сказать, по собственной воле, некоторые просто оказались в очень неудачных обстоятельствах. Всем нам хотелось бы, чтобы к нам относились хорошо независимо от того, в каком состоянии мы находимся. Стоит относиться к другим так, как нам хотелось бы, чтобы отнеслись и к нам, будь мы в сложном положении. Если вы можете помочь людям — сделайте это. Естественно, это требует самостоятельных усилий. Вначале надо разузнать где и чем можно помочь, потом пойти и оказывать посильную помощь. Сидеть дома или развлекаться, конечно, намного проще и необременительнее, но можно же постараться уделить какую-то часть своего времени чему-то полезному. Так уж вышло, что лучшее всегда происходит благодаря тому, что приходится чем-то пожертвовать. Если не деньгами, то частью своего свободного времени. Есть, в конце концов, и просто раздачи еды на улицах. Например позавчера на площади трёх вокзалов проходила такая акция: бездомным все желающие принесли и раздали блины. Мало, но лучше чем ничего. Кроме этого, это пример для остальных граждан, которые это видят. Печально, что и государство плохо проявляет себя в отношении помощи подобным бедолагам. Существуют ведь специальные программы направленные на социальную адаптацию подобных людей. Не все же из них хотят оставаться в таком положении (хотя есть и такие, конечно). Если бы была возможность, некоторые захотели бы изменить свою жизнь к лучшему. Но у нас огромные деньги идут на какую-то олимпиаду в Сочах. Престиж страны! Да какое значение он имеет, когда самим гражданам страны так плохо. Государство должно, в первую очередь, заботиться о каждом человеке, а не об абстракции. У кормления людей в помещении есть свои плюсы. Тепло, возможность быстро обслужить сразу большое количество народа, отсутствие необходимости перевозить пищу и готовить её прямо на месте. Помещений, кроме храмов, никто особо на это не выделит. А храм — вот он, он уже есть, всего-то и надо что наладить там это — к тому же это поможет, в свою очередь, проявить себя тем прихожанам, которые хотят как-то помочь людям дабы «вера не была мертва без дел» (Иак. 2:17), но не имеют пока возможности это сделать. Жаль, конечно, что далеко не во всех приходах организована подобная деятельность. Это обусловлено многими причинами. Во-первых, далеко не все приходы могут позволить себе это из-за из своего финансового состояния. С другой стороны, далеко не всем настоятелям храмов это вообще нужно. С третьей — большинство приходов в отношении общности и сплочённости людей и, особенно, христианской молодёжи находятся в крайне плачевном состоянии (я частично уже писал об этом тут). Поэтому необходимо исправлять эту ситуацию. Сделайте это. Для начала поговорите со знакомыми, с настоятелем храма. Естественно, такие храмы могут стать мишенью некоторых праворадикальных организаций (как, например, сработавшее взрывное устройство в храме Николая Чудотворца в Сокольниках) или просто преследования, угрозы и убийства нацистами людей, кормящих бездомных на улицах (например, убийство Тимура Качаравы). Забавно, конечно, что некоторые из этих человеконенавистников осмеливаются при всём этом называть себя «христианами» и используют православную символику. Впрочем, это всё предречено нашим Спасителем: «приходит час, когда всякий, кто убьет вас, будет думать, что он приносит службу Богу. И это они будут делать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» (Ин.16:2,3). Так уж выходит, что добро, которое делают люди, встречает сопротивление со стороны князя мiра сего, и его служителей. Но у нас, христиан, в положительном отношении, нет выбора =) Я думаю, что может найтись немало людей, желающих помочь, и даже не из среды христиан. Например, некоторые антифашисты устраивают акции «Еда вместо бомб» с раздачей еды на улицах. Другое дело, что они сами могут поморщиться от того, что будут делать что-то вместе с христианами, но это уже, как говорится, их личные половые трудности. Я, лично, думаю и надеюсь, что большинство адекватных христиан будут готовы к сотрудничеству. Например я — за. Христиане помогали бедным и голодным с самого начала своего существования, так что дело-то привычное. Источник.
|