Правовой инструмент в борьбе за жизнь без наркотиков

Одной из острых проблем, серьезно тревожащих российское общество, является наркомания. Масштабы и темпы ее распространения таковы, что вопрос о физическом и моральном здоровье значительной части населения, особенно молодежи, а также социальной стабильности в будущем вызывает большие опасения.

Коренным образом решить проблему наркомании, сломить ее агрессию против России возможно только при ведущей роли государства, целенаправленной борьбе всех его учреждений и институтов с наркокультурой, незаконным производством и распространением наркотиков. При этом, конечно, должен произойти и решительный сдвиг в общественном сознании россиян.

Сегодня ясно, что наркотики вступили в окончательное противоречие с интересами развития общества и в настоящее время играют исключительно деструктивную, асоциальную роль. При этом наркомания является глобальной мировой проблемой и национальной бедой значительного числа стран мира.

Понимание явления наркотизации населения как многоаспектной социальной, экономической, демографической, медицинской проблемы стало доминантой современного состояния общества. Опыт ряда стран приводят к однозначному выводу: решение проблемы требует работы всего общества в целом, однако, прежде всего, является задачей органов государственного управления.

Необходимо подчеркнуть приоритетность направлений противодействия распространению наркомании со стороны государства:

  • создание действенной антинаркотической системы, в основе которой должна быть профилактика наркотизации общества (затраты на профилактику значительно меньше затрат на лечение наркозависимых и их дальнейшую социальную реабилитацию);
  • принятие неотложных, экстренных мер по ликвидации беспризорничества и безнадзорности как деструктивных социальных явлений (есть позитивный отечественный опыт царской и советской России в данном направлении);
  • формирование единого профилактического пространства на основе комплексной, активной, наступательной системы мер, включая антинаркотическое воспитание (предусмотреть всероссийский антинаркотический всеобуч с обучением родителей, подростков, педагогов, социальных работников, журналистов и др.; ввести тестирование на наркотики в школах, образовательных учреждениях, на ответственных производствах, в армии);
  • укрепление социального и правового статуса семьи, усиление воспитательной роли родителей, института отцовства;
  • укрепление и совершенствование единого образовательного пространства с приоритетом государства в образовательной сфере;
  • принятие повсеместно мер по изменению форм культуры подросткового и молодежного досуга с целью минимизации и исключения давления наркотической, пивоалкогольной субкультуры, табака, игрового, деинтеллектуального стиля жизни;
  • развитие социальной рекламы;
  • подготовка управленческих кадров для глав администраций всех уровней с целью обеспечения координации и руководства антинаркотической деятельностью в регионах, городах, муниципальных образованиях. Создание госзаказа на подготовку данных специалистов.
  • усиление взаимодействия общественных структур и органов государственной власти в антинаркотической работе;
  • создание в обществе и государстве непримиримого, жесткого отношения к наркоторговцам и нарколибералам. Формирование устойчивого, сознательногонеприятия наркотиков социализирующимися поколениями;
  • усиление правового регулирования противодействия незаконным наркотикам и их обороту.

Важнейшей задачей общества является предупреждение вредных привычек, пропаганд здорового образа жизни, просвещение населения, особенно молодежи, в области последствий злоупотребления наркотическими и токсическими средствами; антинаркотическую пропаганду и пропаганду литературы по всем аспектам здорового образа жизни; повышение ценности собственной жизни в глазах людей (подростков).

Поскольку ГАУ ПО ДНП является учреждением, оказывающим социальную помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации зачастую и в основном вследствие ведения асоциального образа жизни, в том числе вследствие злоупотребления алкоголем и наркотическими средствами, то хотелось бы остановиться на вопросах реабилитации лиц, злоупотребляющих наркотиками.

В начале двухтысячных годов в России повсеместно начали создаваться наркологические реабилитационные центры, в которые лица, злоупотребляющие алкоголем и наркотическими средствами поступают после медикаментозного лечения, то есть после снятия физической зависимости от наркотиков, алкоголя. Перед данными учреждениями стояла и стоит сложнейшая задача — снятие зависимости психологической, социальная адаптация, восстановление трудовых возможностей. Но, к сожалению, практика показала и современные медицинские исследования подтвердили, что у людей, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией, разрушаются функции мозга. Уровень функционирования мозга снижается настолько, что больной начинает отражать реальную действительность только на уровне рефлексов. Эффективность добровольной реабилитации таких пациентов практически равна нулю. Таким образом, уже второе десятилетие функционируют реабилитационные центры, не имеющие реального инструмента для реабилитации наркозависимых.

Инструмент же для решения данной проблемы существует и является он правовым. А именно, необходимо закрепление в ГК РФ нормы, регулирующей ограничение дееспособности граждан, больных хроническим алкоголизмом или наркоманией, путем помещения их на п р и н у д и т е л ь н о е лечение в наркологические реабилитационные центры либо другие специально создаваемые для этого учреждения. Естественно, что данный вопрос должен решаться лишь в порядке гражданского судопроизводства по ходатайству членов семей больных, психиатрического или психоневрологического учреждения, органов опеки и попечительства.

Для принятия судом положительного решения по такому вопросу, необходимо медицинское заключение, в котором будет сказано, что больной находится в такой стадии развития заболевания, при которой происходит нарушение функций мозга. Безусловно, необходимо чтобы помещению в подобное учреждение предшествовало добровольное лечение, не принесшее позитивных результатов или чтобы имелись достоверные данные об уклонении от лечения. В закрытые учреждения больные должны помещаться на срок от 1 до 3 лет в зависимости от степени деградации, с возможностью досрочного ухода из учреждения в случае выздоровления. Для достижения наибольшей эффективности реабилитации, необходимо обязать реабилитирующихся трудиться, дозируя труд в зависимости от рекомендаций врачей, наблюдающих за пациентами постоянно и фиксирующих динамику реабилитации. Кроме того, в учреждениях должны работать психологи, специалисты по социальной работе, изучающие проблемы пациента каждый со своей стороны и оказывающие всевозможную помощь. Не вдаваясь в подробности организационных вопросов закрытых учреждений по реабилитации наркозависимых, поскольку это уже вопросы разработки методик, отмечу лишь, что несмотря на бытующее мнение о том, что подобное ограничение дееспособности нарушает права, свободы, законные интересы граждан, это ограничение необходимо, ибо интерес законен лишь тогда, когда не нарушает интерес других граждан. Считаю, что лица, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, ибо оскорбляют честь и достоинство человека своим образом жизни и видом, препятствую воспитанию здорового и правопослушного поколения, вовлекая несовершеннолетних в употребление наркотиков; кроме того, сами злоупотребляющие являются так называемой группой риска, подверженной наибольшей вероятности совершения преступлений.

Поскольку социальные последствия употребления наркотиков являются как правило, фатальными, мы призываем аудиторию к здоровому и безопасному образу жизни на основе формирования позитивных и жизнеутверждающих (альтернативных наркомании, токсикомании, алкоголизму) ценностей и идеалов, духовности и нравственности, гражданственности и патриотизма, уважения к закону, преодоления правового негативизма, к осознанию ценности института семьи, как действенного инструмента, предотвращающего возникновение беспризорничества, безнадзорности, бродяжничества, бомжевания. Усиление роли семьи и иных институтов социализации имеет огромное значение, так как материальные и духовные условия среды, в которых находится человек, в гораздо большей степени влияют на формирование влечения к наркотикам, чем что-либо иное. Стиль жизни общества, принятые нормы поведения, системы ценностей, этика, моральные принципы, ориентация на те или иные имиджи, на образцы поведения, заслуживающие подражания, понятие справедливости, престижа – все это оказывает большое влияние на каждого конкретного человека.

В.В.Конарева

Контакты
Директор
Конарев Артём Викторович
тел. раб. (8412) 36-40-29

Ответственный за взаимодействие с СМИ
Конарев Артём Викторович
тел. раб. (8412) 36-40-29

Главный бухгалтер
Шалаева Юлия Васильевна
тел. раб. (8412) 36-45-62

E-mail учреждения
gau_po_dnp@mail.ru
График работы
Круглосуточно.
Без перерыва и выходных.
Места в учреждении
Количество мест - 50
Число свободных - *
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 87

Помогаете ли вы лицам БОМЖ?
Всего ответов: 38
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Счетчики

Яндекс.Метрика

Баннеры

Правительство Пензенской области

Правительство Пензенской области Администрация г.Пенза

ГАУ ПО Дом ночного пребывания Министерство труда социальной защиты и демографии ПО

Приволжкий федеральный округ

Код нашего баннера